Эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоций у ребенка - это важнейшая сфера, которой зачастую уделяется недостаточно внимания родителями, вот и выходит порой, что ребенок лишь: азбуку знает и счет, хорошо рисует и танцует, лепит и говорит. А вот рассказать о своих чувствах и беспокойствах не может! Не потому, что не хочет, а потому, что не умеет, не знает, какие слова подобрать.
Задача родителей - обратить внимание на эмоциональное развитие ребенка, вовремя показать, как выглядит то или иное чувство, как оно проявляется - в выражении лица, мимике и жестах, позе и голосе, чтобы ребенок знал все главные чувства и эмоции, смог опознать у себя и рассказать, поделиться. Эмоциональное развитие ребенка начинается сразу после рождения, вначале ребенок испытывает элементарные эмоции, с возрастом же они делаются разнообразнее, появляются чувства, и к старшему дошкольному возрасту ребенок уже имеет богатую эмоциональную сферу.

Особенность эмоционального развития ребенка - это наглядность, малыш видит конкретные образы - сказку, рисунок, выражение лица или слезы, это волнует малыша. Важно показывать ребенку эмоции во время просмотра мультиков: "вот кот плачет, ему обидно"; на улице: "ребенок смеется, ему весело, он рад, что катается с горки"; дома: "папа устал, он не улыбается, лег отдохнуть"; везде, где есть их проявления. Также можно показывать сравнения: грустный клоун, веселый клоун, признаки, по которым мы эмоции определили: выражение лица, губ, глаз; голос, поведение и т. д. Так ребенок сможет точнее выразить свои эмоции, а родители - лучше понять малыша. Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования игрушек. Именно они учат выражать свои чувства, учат общаться и познавать себя. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит.

У ребенка должен быть определенный набор игрушек:
- Игрушки из реальной жизни — кукольное семейство (может быть семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, медицинские и парикмахерские инструменты, железные дороги и т. д.
- Игрушки, помогающие выплеснуть агрессию — солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, дротики для метания и т. д.
- Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения — кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, пластилин, краски и т. д.
- Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка, никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные свойства характера.
- Игрушки для самых маленьких должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. Они должны быть мягкими, теплыми и яркими.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные своими руками. Особенно игрушки-подарки (салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически правильнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду или ребенку, которому не покупают таких игрушек. Распоряжаясь игрушечным миром ребенка, главное — не выбросить его любимые игрушки, а они не обязательно должны быть дорогими и красочными.

Стоит попробовать, вместе с ребенком, сделать различные игрушки из подручного материала. То, что сделано своими руками и руками близких, несет в себе их чувства и эмоции. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Это может привести к слезам и страданиям малыша. Эти переживания невозможности получить то, что очень хочется, ребенку совсем не нужны. Вспомните фильм "Игрушка", где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, способного с ним играть. Помогите ребенку "справиться" с накопившимися эмоциями через рисуночные игры или вместе сочиняйте сказки. Прочувствуйте эмоциональную проблему малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен — и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему (страх, неуверенность и т. д.).

Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, волосами) и характером (робкий, драчун) похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребенку сказку, обязательно ее закончите сразу. Рисуйте вместе с ребенком. Сначала пусть малыш рисует, то, что захочет сам, ведь его, интересует не сюжет рисунка, а сам процесс. Именно это дарит ему радость, удовольствие и уверенность в себе. Со временем можно попросить его рисовать, когда ему читают сказку. После рисунок можно обсудить, спросив у ребенка, что он чувствовал. Другая особенность эмоционального развития ребенка - это выход эмоций наружу. У детей, как известно, все написано на лице, сознательно, скрыть или побороть чувства малыш не может. В процессе развития ребенок учится управлять ими.

Эмоции возникают у детей внезапно и также внезапно пропадают. Были слезки, через минуту уже смех. Такие перепады настроения являются нормой для малыша. Эмоциональное развитие ребенка зависит от модели выражения эмоций родителями. Ведь ребенок все воспринимает как данность, не может определить, правильно мама реагирует на неприятность или нет. Он просто начинает реагировать также. И путем подражания использует как средство выражения чувств плач и громкий крик, спокойную просьбу и призыв и т.д. Привязанность у ребенка может возникать еще в дошкольном возрасте, подчеркивать ее ценность - задача мамы и папы.

Похожие страницы:

1. Половое воспитание детей в семье

2. Как выбрать имя будущему ребенку

3. Нужно ли делать прививку ребенку

На Главную

 
Поиск на сайте
Понравилась статья!?